Какая буква выполняет две работы

Слово в котором одна и тоже буква выполняет две работы



Ответ оставил Гость

В слове «астра» [АСТРА] первое «а» обозначает звук [А], а второе «а» делает твёрдой букву «р», и обозначает звук [А]. Я, е, ю, ё всегда выполняют 2 работы: делают мягкой согласную букву и обозначают звук. (Влад тщательно соблюдает наши правила: запись слова буквами выполняет ручкой и «письменными» буквами, как в прописях.

Оглавление:

Запись слова звуками — только карандашом, в квадратных скобочках и печатными буквами. Это нужно, чтобы не разрушился образ слова, написанного буквами. Замечу, что некоторые учителя, убедившись в разрушительной для письма роли «транскрипции», стали звуковую запись слова выполнять латинскими буквами.)Буква «я» даёт мягкость согласной букве «р», а звучит как «а». Тут говорится, что костюмы — это звуки. Им (героям стихотворения Вадима Левина, приведённого в учебнике Репкина) понадобилось по 2 костюма, потому что (а, я), (о, ё),(у, ю) — это как бы одинаковый гласный из алфавита. Буква «я» даёт мягкость звуку [«р»], он звучит нежно и ласково, с буквой «а» звук [р] дрынчит как трактор.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Источник: http://nebotan.com/russkii_yazyk/zid479956.html



Сайт 4 "А" класса Гимназия №17

Буквы е, ё, ю, ы, я всегда выполняют две работы. Если они находятся после согласного, то служат для обозначения гласного звука и указывают на мягкость (е, ё, ю, я) или твердость (ы) предыдущего согласного. Если они стоят в начале слова, то обозначают два звука: [й] + гласный. Буква ы не может стоять в начале слова.

Буквы э, о, у, и, а могут выполнять и одну, и две работы. Одну работу они выполняют, если находятся в начале слова — обозначают гласный звук. Две работы, если они находятся после согласного, тогда служат для обозначения гласного звука и указывают на мягкость (и) или твердость ( э, о, у, а ) предыдущего согласного.

  • Источник: http://17-a-class.ucoz.ru/load/rabota_glasnykh_bukv/

    Урок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Работа гласных букв. Правописание жи-ши"

    I. Совсем недавно закончились новогодние праздники, запоздалое поздравление пришло из страны Графика.

    — Как думаете от кого? (От букв, они там живут).

    — Что могли нам буквы пожелать? (Быть умными…).

    (Читается поздравление на открытке).

    Некоторые буквы у нас в гостях, узнайте их по описанию и запишите их на свободной строке.

    Печатная буква эта вроде шалаша,

    Очень даже хороша,

    Может и проста на вид,

    А начинает алфавит. (а)

    2. Эта буква обозначает согласный глухой парный звук. (Дети задают уточняющие вопросы и узнают букву "к").

    3. Эта буква обозначает согласный сонорный звук. (н).

    4. Эта буква обозначает гласный звук, умеет указывать на мягкость предыдущего согласного, есть в слове книга. (и).

    5. С этой буквой мы познакомились только вчера, сами придумайте и загадайте про нее загадку. (ж).

    6. Удивительная буква, обозначает гласный звук, в ней иногда прячется звук й … (е).

    7. На этой букве как на лесенке можно сидеть и распевать песенки. А еще там я эту букву найду, где гамак висит в саду (н).

    8. С этой буквы начинается отгадка к загадке

    “Бел, да не сахар,

    II. Составив из этих букв слово, вы узнаете, на чем добрались к нам наши гости.

    (На доске появляется слово “снежинка”).

    — Есть ли в данном слове ошибкоопасные места, как они называются? (Орфограммы).

    Что мы называем орфограммой? Запишите рядом звуковую модель данного слова, подчеркните орфограммы, попробуйте их объяснить.

    (Запись на доске: снежинка, снижынка)

    — Что вас в этой ситуации удивляет? (Звуки ж, ш всегда твердые, а буква и указывает на мягкость. По логике надо бы писать букву ы).

    — Хотите разобраться в данном вопросе?

    III. Попробуем провести исследование в области графики и фонетики. Про страну Графика мы уже сегодня упоминали, там живут… (буквы).

    Какая между ними связь? (Буква — графический знак для звука.)

    Правильно ли я вас поняла, что у букв работа такая — звуки обозначать? (Да).

    У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука? (ы).

    Где он находится? (После твердых согласных, шипящих, зв. ж).

    Между какими буквами мы выбираем? (ы или и).

    Значит, о работе каких букв будем говорить? (Гласных).

    Назовите все изученные нами гласные буквы. (о и у ы а е ё я).

    На какие две группы можно разбить все эти буквы? (Обозначение тв./мягк., умеют или нет обозначать 2 звука).

    Я предлагаю вам принцип разбиения — количество выполняемых работ.

    Какую работу выполняют все гласные? (Обозначают гласный звук, указывают на твердость или мягкость).

    Понаблюдайте за группой слов и скажите, а всегда ли эти две работы выполняют буквы? (Придумывают слова, начинающиеся с этих букв.)

    Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211705/

    Фотография урока обучения грамоте (в соответствии с технологической картой).

    Тема: 1) Повторение изученного на прошлом уроке

    2) Изучение буквы «Д»

    тип урока: Урок постановки учебной задачи

    У: Буква «К» справляется со своей работой?

    Д: Ей помогает буква «А». (гласные)

    (учитель вводит несколько заданий на известные способы)

    У: А теперь давайте сделаем несколько заданий?

    Составьте из карточек-помощников слово ЗЕМЛЯ.

    ( дети пытаются выстроить модель слова. Затем выходит один ученик к доске для проверки слова)

    У доски ребёнок пытается замоделировать слово.

    Дети проверяют написанное на доске (они путают гласные)

    Д: «Я» звука нет, эта буква выполняет две работы.

    Замоделируйте слово – ДЫМ.

    Учитель проходит по классу и просматривает у всех.

    У: Я называю звуки, а вы показываете карточки.

    А, У, Р, Д,; звонкий-твёрдый звук, мягкий-глухой звук, глухой-звонкий звук (ловушка), звук /Т/, Ё (ловушка).

    У: «Ё» — хитрая буква.

    У детей данное задание привело к вопросу, они начинают принимать задачу, как учебную.

    Дети делают недолгую физминутку для рук.

    У: А где же у нас будет жить буква «Д»?

    У: А может быть никуда не будем селить?

    Д: Давайте поселим.

    У: А кто догадался, задайте вопрос другим так, чтобы они поняли, о чём идёт речь.

    Д: парный у «Д» — «Э», потому что тянется Э-Э-Э-Э.

    Д: С гласными не может жить согласный.

    У: на кокой этаж поселим, где звонкие или глухие звуки?

    Источник: http://poisk-ru.ru/s20319t5.html

    Урок обучения грамоте. Тема: «Две работы буквы Г»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 р. п. Юрты

    Урок обучения грамоте.

    Тема: «Две работы буквы Г».

    Подготовила: учитель начальных классов

    Тема урока: « Две работы буквы Г».

    Цель урока: познакомить детей с буквой Г, показать ее две работы; учить читать слова с буквой согласного, ориентируясь на букву гласного; закреплять умения делать звуковой анализ слов; формировать оценочную самостоятельность первоклассников; совершенствовать фонематическое восприятие детей.

    -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие «Я желаю».

    Повернитесь друг к другу лицом и скажите:

    «Я желаю тебе сегодня добра.

    Ты желаешь мне сегодня добра.

    Мы желаем друг другу сегодня добра.

    Если тебе будет трудно, я помогу».

    -Я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и букв вместе с Тимом и Томом. По дороге нас ждет много интересных и полезных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу доброжелательными, терпеливыми, не забудьте взять в дорогу хорошее настроение, теплую, светлую улыбку.

    -Покажите сигналом свое настроение: хорошее, удовлетворительное, грустное.

    -Я рада, что у вас хорошее настроение. Очень хочется, чтобы в классе было больше солнечного света от ваших сигналов настроения. У меня тоже хорошее настроение и я хочу, чтобы на доске у нас было солнышко.

    II. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ УРОКА.

    -Сегодня, путешествуя по Стране звуков и букв, мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какую работу может она выполнять, повторим все, что узнали об изученных буквах, вспомним правила грамотного письма.

    III. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

    -Тим и Том путешествуют вместе с нами. Тим приготовил нам фонетическую разминку, а Том хочет, чтобы мы навели порядок на фланелеграфе. Кто может выполнить это задание?

    ( Один ученик на фланелеграфе выполняет задание: помещенные там буквы разделить на 2 группы-гласные и согласные). В это время с классом проводится фонетическая разминка: учитель произносит звуки, дети сигналами показывают какие это звуки-гласные или согласные, согласный твердый или мягкий. Звуки: О, М, Н, Р, А, М, З, З, У, Э

    ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКАМИ:

    -Покажите сигналом «Солнышко» как вы оцениваете свою работу на разминке:

    . Все показали правильно — солнышко светит ярко, 1-2 ошибки — солнышко наполовину закрыто тучкой, много ошибок — солнышка не видно из-за тучки.

    -Проверим, как ученик на фланелеграфе выполнил задание. Покажите сигналом, согласны ли вы с учеником. Все правильно — солнышко светит ярко, есть ошибки — солнышко наполовину закрыто тучкой, все неправильно — солнышка не видно из-за тучки.

    -Как ты оцениваешь свою работу? (Показывает сигналом).

    ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССА УЧИТЕЛЕМ:

    -Я думаю, что мы с вами поработали очень хорошо, и на доске засветилось еще одно солнышко.

    1. Работа букв гласных.

    -Мы знаем, как работают все буквы гласных? Давайте вспомним. Почему буквы гласных вы расположили в 2 ряда?

    (Они выполняют разную работу).

    -Какие 2 работы выполняют буквы гласных первого ряда?

    (Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают гласные звуки и командуют согласным: читайся твердо).

    -Какие 2 работы выполняют буквы гласных второго ряда?

    (Буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают гласные звуки и командуют согласным: читайся мягко).

    2. Правила грамотного письма.

    -Том дает задание: выбрать верные правила грамотного письма.

    (На доске несколько схем:

    = О = — О — О = О = О — О

    Учитель показывает схемы. Если схема правильная, дети хлопают в ладоши; если схема ошибочна, дети топают ногами).

    Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку:

    Раз – весело шагать!

    Два – руки поднимать!

    Пять – подпрыгнуть и опять

    Все сначала повторять.

    Шесть – за парты тихо сесть!

    3. Фонетическая разминка «Снежно-звуковой ком».

    -Вспомните, сколько в русском языке букв гласных? А сколько гласных звуков?

    -В разминке участвуют только гласные звуки.

    (Дети по очереди протягивают гласные звуки: первый ученик- звук А,

    Четвертый А, О, У, Ы и т. д.

    4. Работа букв согласных.

    -Какую работу выполняют буквы согласных?

    (Они обозначают согласные звуки: твердые и мягкие).

    -Все ли буквы согласных обозначают два звука – это мы сегодня проверим.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ:

    -Мы вспомнили, какую работу выполняют буквы гласных и согласных, повторили правила грамотного письма. А сейчас подумайте и оцените свою работу сигналом «Солнышко»:

    — если вы не допустили ни одной ошибки и довольны своей работой —

    солнышко светит ярко;

    — если были неточности — солнышко наполовину закрыто тучкой;

    — кому надо постараться и еще поработать над правилами — солнышка не видно из-за тучки.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА РАБОТЫ КЛАССА УЧИТЕЛЕМ:

    -Очень рада за вас. Большинство ребят оценивают свою работу, как хорошую. Я считаю, что с этими заданиями Тима и Тома мы справились, и на доске появилось еще одно солнышко.

    1. Фонетическая разминка.

    -Том приготовил для нас фонетическую разминку: подобрать сходные по звучанию слова.

    1. «Му» и «му» — одно лишь слово

    Говорит всегда ……………… .(корова).

    2. День погас и солнцу «Прочь!»

    Приказала быстро…………… (ночь).

    3. Белые шапки надели дома

    Холодно им – наступает……… (зима).

    4. Сколько раз твердили кошке:

    Некрасиво есть без……………. (ложки).

    Только я вбегаю в дом,

    5. С поросенком еще хуже:

    Он опять купался в …………….(в луже).

    И козленок непослушный

    Съел четыре грязных …………..(груши).

    2. Звуковая схема слова ГРУША.

    — Тим хочет, чтобы мы построили звуковую схему слова ГРУША. Справимся с этим заданием? Давайте вспомним порядок наших действий:

    — Проговори слово и послушай себя.

    — Выдели первый звук и обозначь его фишкой.

    — Выдели второй звук из целого слова и обозначь его фишкой и т. д.

    — Проверь, все ли звуки выделил. Прочитай свою запись слова.

    -Один ученик работает со схемой на фланелеграфе. Остальные работают в парах на партах.

    ПРОВЕРКА РАБОТЫ. — — о — о

    -Если у вас так же, как у ……………. на фланелеграфе, покажите сигналом «Солнышко», что оно светит ярко.

    -Если есть 1 ошибка, то солнышко чуть спряталось за тучку. И т. д.

    — Посмотри, как ребята оценивают твою работу. А как ты оцениваешь свою работу?

    3. Деление на слоги.

    — Я считаю, что в этом слове 3 слога. Кто со мной согласен? Поднимите руки.

    — А что скажите вы? (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков).

    — Я думаю, что надо на слоги разделить так:

    — Что скажете вы? (В каждом слоге должен быть гласный звук).

    — Разделите на слоги слово.

    — Какой из слогов ударный? Как узнать? Позовите грушу!

    — Поставлю ударение вот на этот звук:

    — Все со мной согласны? (Ударение должно падать только на гласный звук).

    4. Обозначение звуков буквами.

    -Обозначьте гласные звуки буквами.

    -Какой буквой обозначили первый гласный звук? (Буквой У).

    -Какой буквой обозначили второй гласный звук? (Буквой А).

    -А я знаю, что звук У можно обозначать буквой Ю, а звук А — буквой Я. Так ведь? Что скажете вы? (Буквам Ю и Я нельзя стоять в слове после твердого согласного звука).

    -Какому звуку командует буква У?

    -Какой буквой обозначим этот звук?

    -Какой звук живет в первой комнатке? Кто знает букву, которой нужно обозначить этот звук?

    ПОКАЗЫВАЮ БУКВУ Г.

    Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся!

    Руки в стороны развел – видно ключик не нашел!

    Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

    -Составить схемы слов: ГОРБ, ГЕРБ. (в букваре иллюстрации). Два ученика работают на наборных полотнах.

    -Обозначьте буквами первые звуки этих слов. Какие работы выполняет эта буква?

    ПОСОБИЕ «ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»:

    -Найдите слова со звуками Г и Г:

    1 вариант (белые карточки) – в начале слова,

    2 вариант (зеленые карточки) – в середине слова,

    3 вариант (синие карточки) – два звука в словах или в 2-х словах.

    VII. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ (По группам).

    1-ая группа (дети, слабо читающие):

    — читают слоги по пособию «Окошки»,

    — читают слова с доски, деля их на слоги и отмечая точками буквы гласных:

    НЮРА МИРОН РОМАН

    2-ая группа (дети, читающие слова по слогам):

    -на доске написаны слова, которые надо соединить в предложения:

    3-я группа (дети, читающие целыми словами):

    -читают в букваре текст «Гном Угомон» с заданием: найти в словах другие, спрятавшиеся в них:

    УГОМОН ГОМОН и т. д.

    4-я группа (дети, бегло читающие):

    -читают в букваре текст «Буква заблудилась» с заданием.

    -Каждая группа рассказывает о выполнении задания по очереди.

    -Ответьте на вопросы:

    -Что изображено – Гром и ……. (Угомон).

    -Мальчики бегут. Почему? (Идет дождь. Гремит гром.)

    -Гномик сидит на руке у …… ?

    -Гена и Олег боялись или испугались? (Испугались).

    -Молнии сверкали или сияли? (И то, и другое можно).

    -С какой буквой мы познакомились?

    -Какие звуки обозначает эта буква?

    -Сегодняшний урок помог нам познакомиться с новой буквой и ее работами.

    -Понравился ли вам урок? Покажите сигналом «СОЛНЫШКО».

    -Спасибо за работу. На доске появилось еще одно солнышко. Хочется, чтобы таким ярким, радостным, солнечным наш класс был после каждого урока.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 р. п. Юрты

    Тема: «Сложение вида 50+2. Закрепление».

    Подготовила: учитель начальных классов

    Тема урока: Сложение вида 50+2. Закрепление.

    Цели урока: разобрать получение чисел в числовом ряду, познакомить с приемом прибавления единиц к круглому числу; повторить состав числа 7; развивать каллиграфический навык письма цифр, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение делать обобщение; воспитывать самостоятельность, культуру учебного труда, интерес к изучаемому предмету.

    — Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок математики с пожелания добра друг другу. Повернитесь лицом к соседу и скажите пожелание:

    «Я желаю тебе сегодня добра.

    Ты желаешь мне сегодня добра.

    Мы желаем друг другу сегодня добра.

    Если тебе будет трудно, я помогу».

    — Сегодня на уроке мы пронаблюдаем, как получаются числа в числовом ряду, будем учиться прибавлять единицы, повторим изученное. Сначала покажите сигналом «Солнышко» какое у вас сегодня настроение. Надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

    1. « Логические ряды». На доске:

    7, 18, 4, 16, 28, 93, 5, 17, 3

    71, 64, 79, 67, 78, 60,75, 62

    30, 27, 40, 37, 57, 60, 77, 80, 97

    -Прочитайте числа первого ряда. Укажите, сколько десятков и единиц в каждом числе.

    -По какому признаку можно разбить числа на 2 группы? (Однозначные и двузначные).

    -Прочитайте однозначные числа. (Один ученик читает, класс поддерживает словом «Да», если число названо верно и словом «Нет», если число названо неверно).

    -Прочитайте двузначные числа. (Класс поддерживает).

    -Прочитайте числа второго ряда. На какие две группы можно разбить эти числа? (Числа с 6 десятками и с 7 десятками).

    -Прочитайте числа с 6 десятками.

    — Прочитайте числа с 7 десятками.

    -Прочитайте числа третьего ряда. Также разбейте их на 2 группы. (Числа круглые и состоящие из десятков и единиц).

    2. Сложение-вычитание круглых чисел. 30

    — Прочитайте пример. Справа на карточках ответы. Нужно выбрать. 90

    На доске: 90 – 60 + 20 + 30 – 40 + 30 = 40

    На обороте карточки с правильным ответом текст:

    Загадка: Братцев этих ровно 7. Вам известны они всем.

    Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.

    Попрощается последний – появляется передний. (Дни недели).

    Откуда появились названия дней недели?

    Сколько дней в неделе? Воскресенье – седьмой день. Число 7 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 4 части. Оно делится только на 1 и на самого себя. Поэтому число 7, а вместе с ним и седьмой день – воскресенье назвали «неделей». А после воскресенья, т. е. после «недели» — понедельник, вторник – второй, среда – серединный день, четверг – четвертый, пятница – пятый, а суббота значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слова остались и живут до сих пор.

    — О каком числе мы говорим?

    — Чего в мире 7? ( 7 нот, 7 дней недели, 7 гномов, 7 цветов радуги, 7 лепестков в цветике-семицветике, 7 чудес света).

    -Поработаем с числом 7.

    III. Повторение состава числа 7.

    I вариант: перфокарты 7

    -Один ученик у доски. Задание: из примеров убрать те, у которых ответ не 7.

    На доске: 4 + 2 10 – 6 3 + 4 2 + 5

    6 + 3 1 + 6 8 – 2 4 + 3

    9 – 5 9 + 1 6 + 1 9 – 2

    II вариант: фронтальная работа с числовыми лентами.

    Учитель показывает карточки с примерами, ученики считают в уме и показывают ответ лентой с числами.

    Примеры: 7 – 2 7 – 3 * + 1 = 7 * = 2 = 7

    7 – 4 7 – 1 * + 5 = 7 * + 1 = 7

    7 – 6 7 – 5 * + 3 =* = 5

    — Вы, наверное, устали?

    И поэтому все встали.

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка.

    На четыре – руки шире!

    Пять – руками помахать.

    Шесть – за парты тихо сесть.

    Семь – восемь – лень отбросим.

    — Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число.

    — Какая цифра написана в показах? Повторим, как пишется цифра 7.

    — Найду середину верхней стороны клетки. Чуть опущусь вниз, поставлю точку. Проведу короткую наклонную линию к верхней строке. Дальше веду линию в правый верхний уголок, чуть-чуть прогибая. Затем наклонная линия как у цифры 1, из верхнего правого уголка клетки к середине нижней строки. Отрываю руку. Провожу посередине горизонтальную короткую линию.

    — Пропишите строчку до конца.

    Получение чисел в числовом ряду.

    — Смоделируйте на партах число

    — Какое число идет за этим? Покажите.

    — Я увидела разные модели. У одних так (показываю на доске): ____________________.

    У других вот так ________________________. Кто прав?

    -Давайте вспомним, как идут числа в числовом ряду?

    На доске: 1, 2, , , 5, , , , 9, 10.

    -Какие числа пропущены? Число 3 больше или меньше числа 2? На сколько больше?

    А число 4 больше 3? На сколько?

    -Значит, следующее число за 30 будет больше на 1. Один – это десяток или единица? Конечно, единица. Значит, правы те, кто добавил 1 единицу, а не десяток.

    -Давайте запишем: 30, 31, __________________________.

    Еще прибавим 1.__________________. Запишем 30, 31, 32, И т. д. до 39.

    -Добавим к 9 единицам еще 1 единицу. Получим 10 единиц или 1 десяток. Теперь мы получили 4 десятка или число сорок. Запишем: 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40

    ИТОГ: Сегодня мы разбираем, как получаются числа в числовом ряду, а сейчас будем учиться прибавлять единицы к круглым числам.

    Прибавление единиц на моделях.

    N 308. – Увеличить число 50 на 1, на 2, на 3, на 4.

    -Моделируем число 50. Прибавить 1 – значит получить следующее за ним число.

    Запишем: 50 + 1 50 + 2

    -Пользуемся моделями чисел, находим результаты.

    N 309. – Самостоятельно: 80 + 5 80 + 6

    ПРОВЕРКА С КАЛЬКУЛЯТОРОМ.

    — Какая цифра изменяется: десятки или единицы? Почему единицы?

    N 311. Прочитать задание. Записать на доске:

    — В тетрадь будем записывать только те числа, которые будем вставлять в пустые места.

    В результате выполнения задания в тетрадях появляется запись:

    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

    ПРОВЕРКА С КАЛЬКУЛЯТОРОМ.

    N 312. Самостоятельно (по карточкам).

    — Какие числа мы сегодня прибавляли к круглому десятку? ( Числа от 1 до 9).

    — Какая цифра меняется в записи числа: десятки или единицы? Почему?

    — Наш урок подошел к концу. Был ли он полезен для вас? Чему научились? Все научились? Нужно ли еще тренироваться?

    — Покажите сигналом ваше настроение сейчас.

    Источник: http://pandia.ru/text/78/374/1151.php

    LiveInternetLiveInternet

    -Метки

    -Рубрики

    • АПТЕКА (66)
    • Аптечные зарисовки (58)
    • Здоровьесберегающие технологии. (6)
    • Прививки (3)
    • Беременность (1)
    • ВОСПИТАТЕЛЯМ , УЧИТЕЛЯМ , РОДИТЕЛЯМ. (491)
    • Адаптация ребёнка к. (6)
    • Воспитателям. (157)
    • Грамоты,дипломы,портфолио (9)
    • Помощь психолога (136)
    • Советы родителям (255)
    • Сценарии к праздникам (27)
    • Учителям. (51)
    • Физминутки (3)
    • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (25)
    • Готовим деткам (14)
    • Диета для детей) (10)
    • Оформление блюд (1)
    • ДОШКОЛЬНИКИ (1124)
    • Артикуляционная гимнастика (16)
    • Время и часы. Календарь. (65)
    • Графические диктанты (14)
    • лево-право (3)
    • Математические раскраски (7)
    • Обучающие мультфильмы и видео. (26)
    • Окружающий мир (217)
    • подготовительная группа (2)
    • Подготовка к школе. (35)
    • Подготовка руки к письму. (97)
    • Развиваем внимание , память. (84)
    • Развиваем логику,мышление. (97)
    • Раскраски. Цвет. Учимся рисовать (277)
    • старшая группа (2)
    • Тесты. Готов ли ребёнок к школе? (35)
    • Учимся считать.Цифры и числа. (173)
    • Учимся читать.Алфавит. (142)
    • физическое развитие (2)
    • Форма , величина. (47)
    • Я воспитанный ребёнок. (24)
    • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (59)
    • Актёры (14)
    • Женщины (5)
    • Изобретатели (4)
    • Мужчины (4)
    • Певцы (2)
    • Персонажи (7)
    • Поэты,писатели. (20)
    • Путешественники (1)
    • Художники (5)
    • ИГРЫ (289)
    • Детские игрушки (4)
    • Дидактические игры (28)
    • Игры — пазлы (17)
    • Игры на улице (5)
    • Игры с карандашом (2)
    • Игры с прищепками (5)
    • Игры- лото (59)
    • Куклы из бумаги (3)
    • Настольные игры (3)
    • Пальчиковые игры (27)
    • Развивающие игры (139)
    • Экологические игры (1)
    • ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ (5)
    • Декор детской (3)
    • Мебель (2)
    • ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (10)
    • Английский (10)
    • ИНТЕРЕСНОСТИ (350)
    • Иллюстрации детские (90)
    • Интересные детские сайты (46)
    • Интересные дневники (7)
    • Историческое (12)
    • История одной песни (1)
    • Открытия (1)
    • Памятники. (6)
    • Старые советские мультфильмы (7)
    • Фото животные (17)
    • Это интересно (152)
    • Юмор (14)
    • ИСТОРИЧЕСКОЕ (6)
    • Легенды (6)
    • МАТЕМАТИКА.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. (82)
    • Математика 1 класс (32)
    • Математика 2 класс (24)
    • Математика 3 класс (8)
    • Математика 4 класс (5)
    • Развитие матем способностей. (36)
    • МЕТОДИКИ. (8)
    • Методика Монтессори (8)
    • ОБЖ и ПДД (27)
    • Обж (18)
    • Пдд (13)
    • ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (84)
    • Изучаем звуки ,буквы. (84)
    • ОПЫТЫ. (10)
    • Первоклашки (19)
    • ПОДЕЛКИНО (509)
    • Детские ладошки. (6)
    • Игрушки из бумаги (28)
    • Из ткани (6)
    • Книжки- самоделки (4)
    • Мастерилки для детей и с детьми. (130)
    • Мастерилки для папы))) (10)
    • Папье-маше (1)
    • Поделки из ненужных вещей (32)
    • Поделки из бумаги (265)
    • Поделки из крупы и макарон (5)
    • Поделки из пластилина (32)
    • Поделки из природного материала (19)
    • Поделки из солёного теста (5)
    • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА (71)
    • Логопедическое лото (15)
    • Помощь логопеда (64)
    • ПОЧЕМУЧКА (1)
    • О животном мире (1)
    • ПРАЗДНИКИ (24)
    • 8 марта (1)
    • Вербное Воскресенье (1)
    • День Победы (5)
    • день рождения (1)
    • Масленица (2)
    • Пасха (10)
    • Троица (4)
    • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (599)
    • Развитие детей от 2 до 3 лет (118)
    • Развитие детей от 3 до 4 лет (225)
    • Развитие детей от 4 до 5 лет (260)
    • Развитие детей от 5 до 6 лет (320)
    • Развитие детей от 6 до 7 лет (209)
    • Развитие детей старше 7 лет (42)
    • РАЗВИТИЕ РЕЧИ (248)
    • Говорим правильно (12)
    • История выражений и слов. (7)
    • Откуда пошли слова? (8)
    • Правила в стихах (25)
    • Развитие речи (185)
    • Составляем рассказ (25)
    • Роспись (15)
    • РУССКИЙ ЯЗЫК. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (67)
    • Профилактика ошибок при письме. (18)
    • Русский язык 1 класс (27)
    • Русский язык 2 класс (9)
    • Русский язык 3 класс. (7)
    • Русский язык 4 класс (7)
    • Русский язык. Проверялочки. (9)
    • Чистописание (4)
    • СЕРИИ КНИГ (270)
    • Весна — дизайн (15)
    • Воробышек (26)
    • Здравствуй,школа! (12)
    • Земцова. Умные книжки 2 -3 (22)
    • Земцова. Умные книжки(10)
    • Земцова. Умные книжки(10)
    • Земцова. Умные книжки(10)
    • Карапуз (44)
    • Классические прописи. (4)
    • Кораблик (31)
    • Начальная школа (4)
    • Программа «Детство» (1)
    • Смекалочка (12)
    • Солнечные ступеньки (12)
    • Стрекоза (3)
    • Узорова О.В., Нефедова Е.А. (15)
    • Умники и умницы.Хоодова. (1)
    • Умный малыш (5)
    • Учимся вместе (1)
    • Школа будущих первоклашек (3)
    • Школа семи гномов (11)
    • Это может ваш малыш (14)
    • Я дизайнер (4)
    • СКАЗКИ (8)
    • О звуках (8)
    • Скрапбукинг (6)
    • Технология. Нач. классы (35)
    • ФАКТЫ (2)
    • ХУД.ЛИТ-РА. (142)
    • Аудио- сказки (1)
    • Басни (1)
    • Загадки (24)
    • Иллюстрации к худ. лит-ре. (23)
    • Потешки (2)
    • Сказки (26)
    • Скороговорки и чистоговорки (6)
    • Стихи (66)
    • Энциклопедии (14)

    -Музыка

    -Поиск по дневнику

    -Подписка по e-mail

    -Статистика

    ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [у] ОДНОЙ БУКВОЙ Ю

    Цели: создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.

    Предметные : знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

    Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

    Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

    Познавательные УУД : использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

    Коммуникативные УУД : уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

    I. Организационный момент.

    Психологический настрой на работу "Улыбка"

    Выстраивание цепочки речь — предложение — слово — звук

    Игра "Слоги по местам"

    На доске 2 цветка, в серединке которых модели структуры слогов: СГ ГС

    На столе карточки слогов указанной структуры.

    — Слоги собрались играть, поможем им разделиться на две команды. В 1 команде будут слоги ГС, а во 2 СГ.

    Ученик выходит, берёт карточку, читает слог и помещает на лепесток цветка.

    Затем весь класс прочитывает все слоги.

    III. Сообщение темы урока.

    А стоять – никак. (Юла.)

    – Какую букву пишем в начале этого слова?

    – Кто догадался, какая тема нашего урока? ( буква ю)

    — Откроем учебник на с.41. рассмотрите букву "ю".

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква Ю!

    — Откроем алфавит и найдём букву «ю».

    Какая буква правее буквы ю, левее буквы Ю?

    IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей

    Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать?

    Буква Ю выполняет две работы.

    — Определим цели урока. ( Узнать какую работу выполняет буква ю, какие звуки обозначает, научиться читать слова с буквой ю)

    – Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

    – Что здесь изображено? Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Ю»? (Юра.)

    – Что делает Юра? (Моет машину.)

    — Найдите справа модель слова "Юра".

    — Прочитайте слово по звуковой модели.

    – Прочитайте слово «Юра» по буквенной модели.

    – На каком месте в слове стоит буква «ю»?

    – Сколько в слове звуков?

    – Сколько в слове букв?

    – Какая буква обозначает два звука? (Буква «ю» обозначает два звука – [й’у].)

    – Когда буква «Ю» обозначает два звука? (В начале слова.)

    — Найдите модель слова ниже. Прочитайте по звуковой схеме.

    – Прочитайте слово «мою» по буквенной схеме.

    – На каком месте в слове стоит буква «ю»? После какой буквы стоит буква «ю»? (После другой гласной.)

    – Сколько звуков обозначает буква "ю"?

    – Когда буква «ю» обозначает два звука? (После другой гласной буквы.)

    Вывод : гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и после другой гласной буквы.

    V. Упражнение в чтении слов, предложений (с. 41).

    Чтение слов по строчкам: хором, индивидуально.

    — Определите, что называет это слово: предмет, признак или действие.

    Чтение слов по цепочке.

    — Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? — Что делает девочка?

    Прочитаем первое предложение.

    — О ком говорится в предложении? Что мы узнали о Юле?

    – С какой буквой познакомились на уроке?

    – Какие звуки обозначает буква «ю»?

    – Когда буква «ю» обозначает два звука?

    — Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.

    — Когда буквы «я, ё, ю» обозначают два звука?

    Источник: http://www.liveinternet.ru/users//post/

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:

    Конспект урока "Работа гласных букв" (систематизация)

    Урок по обучению грамоте в 1 классе. Программа РО система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Данный урок может заинтересовать и учителя, работающего не в РО, так как конкретный материал изучается в любой системе обучения. Интересны приемы и методы работы с детьми, эффективность освоения программы обучения.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая: Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, .

    Поурочный план по литературному чтению (обучение чтению) в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века».

    Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка.

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. ».

    1 класс «Школа России» урок обучения грамоте.

    Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/22/konspekt-uroka-rabota-glasnykh-bukv-sistematizatsiya

    Проверь себя, с. 15

    Янв 17

    Проверь себя, с. 15

    1. Какую «работу» выполняет в каждом слове выделенная буква?

    Мир, мяч — выделенные буквы показывают мягкость предшествующих согласных звуков.

    Утюг — обозначает гласный звук [у].

    2. Составьте свой орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием:

    • Составьте по рисунку рассказ на тему «День рождения». Подготовьтесь его рассказать.

    Сегодня для Димы особенный день. Он отмечает свой День рождения. Диме исполнилось девять лет. В школе каникулы и его лучшие друзья с утра пришли к нему на праздник. Собачка Димы радостно лает и тоже встречает гостей. Мальчики подарили ему модель самолёта, а нарядные девочки — хорошее настроение. Мама испекла вкусный торт и Дима уже накрыл праздничный стол для друзей. Этот зимний день не будет скучным!

    Источник: http://razviwaika.ru/prover-sebya-s-15/

    Урок обучения грамоте в 1-м классе (по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Тема: Буквы Ч, Щ. Буквы А, У, после Ч, Щ : Начальная школа

    Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ

    Задачи урока:

    • Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами, звуками; орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
    • Формировать умение составлять звуковые и буквенные модели слов. Формировать навык чтения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивать память, произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.
    • Воспитывать интерес к знаниям, взаимоуважение. Воспитание любви к природе, к родному краю.

    1. Организационный этап.

    Со звонком дети хором произносят слова:

    Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

    Ждут нас книжки и тетрадки.

    Учитель: Вы готовы? Дети: Всё в порядке!

    Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Сегодня мы продолжим знакомство с буквами и звуками русского языка. А моим главным помощником на уроке будет сегодня…Незнайка. Не удивляйтесь, пожалуйста. Как гласит русская пословица: “Цыплят по осени считают”. А как вы её понимаете? Вот в конце урока вы и ответите, чему нас научил Незнайка, и чему его научили мы с вами. Давайте расскажем ему всё о буквах.

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    2.1. Работаем по таблице “Лента букв”. — Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы).

    — Какую “работу” они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.)

    — Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и)

    — Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.)

    — Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие.

    — С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков. (Буквы Ж и Ш — парные по звонкости-глухости, обозначают только твёрдый согласный звук.)

    — С какой орфограммой познакомились на прошлом уроке? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И.)

    — А почему звук [ы] нужно обозначать буквой И? (Нет необходимости показывать твёрдость этих согласных звуков, и поэтому нам нужна гласная буква, выполняющая одну “работу”.)

    — Объясните, пользуясь схемой, как работают гласные буквы. (Все гласные буквы могут выполнять две работы, а одну могут выполнять только буквы А, О, У, Э, И).

    2.2. А теперь помогите Незнайке решить задачу. Прочитайте текст.

    Как зовут братика?

    Катя написала его имя так: Васьа.

    А Леня написал так: вася.

    Так кто из ребят написал имя правильно?

    Незнайка шепчет мне, что он точно знает: Игорь. Прав ли он?

    Да, вы правы: это задание — “ловушка”. Все ребята допустили ошибки. Как они рассуждали? Исправьте их. А как же правильно? (Катя вспомнила, что имена людей пишут с заглавной буквы, но забыла, что для обозначения мягкости предыдущего согласного и передачи звука [а] достаточно одной буквы: это работа буквы Я. У Игоря в имени появился звук [й\’], которого не должно быть; он не учёл, что после буквы Ь буква Я обозначает два звука. Лёня написал имя со строчной буквы, а имена пишем с заглавной.)

    Поднимите руку, ребята, у кого есть младшие братишки и сестрёнки.

    Расскажите, как вы заботитесь о них, в какие игры играете.

    Этап усвоения новых знаний.

    3.1. Работа в тетрадях для печатания.

    — Что записано на доске? Верно, это числа. Кто нам сумеет объяснить значение слова ЧИСЛО? Число – это основное понятие в математике—величина, при помощи которой производится счёт.

    — Кто сумеет их назвать?

    (Запись на доске: 51,70, 63, 122). — -Давайте вместе запишем звуковую модель слова ЧИСЛА. (Ученик на доске составляет модель, даёт характеристику каждому звуку: например: звук [ч\’]- согласный, глухой, мягкий; звук [и] — гласный, ударный и т. д.). А теперь запишем буквенную модель этого слова. (Ученик комментирует: звук [и ] обозначает буква И, звук [с] обозначает буква С, и т.д.).

    -А как будем обозначать звук [ч\’]? Кто знает, какой буквой? Найдите её на ленте букв.

    — Итак, посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Чч. На что она похожа?

    — Дайте полную характеристику буквы. ( Буква Ч — непарная глухая согласная, передаёт только мягкий звук [ч\’] ).

    — Прочитаем в слоговой таблице все возможные слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧЁ, ЧУ, ЧИ, ЧЕ).

    3.2. А теперь внимание на экран. Перед вами “Богатыри”. Мы уже знакомы с этой замечательной картиной художника В.М.Васнецова. Покажите и назовите известные вам предметы вооружения богатырей.

    Молодцы. Покажите ещё раз щит и объясните значение этого слова. Давайте заглянем в “ Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и найдём точное объяснение слова ЩИТ. Щит — предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел.

    — Продолжаем работу в тетради. Самостоятельно запишите звуковую модель слова ЩИТ — Сверьте свою запись с записью на доске. У кого верно? Молодцы.

    — А кто сумеет сделать буквенную модель? Какая буква обозначает звук [щ\’] — Итак, Посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Щщ. Что она вам напоминает?

    — Дайте полную характеристику буквы Щ. (Буква Щ — непарная глухая согласная, обозначает один мягкий звук [щ\’]) — Прочитаем слияния с новой буквой по слоговой таблице.

    — Как вы думаете, ребята, почему буквы Ч и Щ мы изучаем на одном уроке вместе? — Верно, эти буквы обозначают непарные мягкие согласные звуки.

    — А нужно ли специально обозначать мягкость с помощью буквы последующего гласного? (Конечно, нет.)

    Вывод: нужна гласная, которая выполняет одну работу.

    — Молодцы, вы хорошо потрудились. Незнайка приглашает нас отдохнуть.

    Звучит запись песни М. Минкова “Гимн Незнайки” из телефильма “Незнайка с нашего двора”. Под весёлую ритмичную мелодию дети повторяют движения за ученицей, подготовившей комплекс упражнений к этому уроку.

    — Согласны ли вы, ребята, что, как поёт Незнайка, “всё на свете невозможно знать”? Тогда, может, и учиться не нужно? (Свободные высказывания-рассуждения детей на поставленный вопрос).

    3.3. Продолжим работу с изученными буквами и звуками. Запишем модели ещё четырёх слов.

    — А вы должны догадаться, почему именно эти слова нам предложили авторы учебника.

    — Итак, слово ЧАШКА. Что такое чашка? Дайте краткое объяснение этого слова. (Чашка – сосуд для питья. Чашка – предмет чайного сервиза. Чашка – это посуда)

    — Составьте звуковую модель. (Один из учеников выполняет работу на доске: даёт полную характеристику звуку, обозначает его условным знаком.)

    • Звук [ч\’]– согласный (чертит квадрат, делит его по диагонали), глухой, мягкий (закрашивает “подушечку”).
    • Звук [а] — гласный (чертит круг), ударный (ставит знак ударения)…

    — А теперь запишем буквенную модель слова ЧАШКА. Так как не нужно показывать мягкость согласного звука [ч\’] нужна гласная, которая может выполнять одну работу. Звук [а] обозначаем буквой А.

    — По аналогии работаем со словом РОЩА. Приходим к выводу, что ЧА и ЩА пишется с буквой А. Модели слов ЧУЛКИ и ЩУКА дети делают по выбору.

    После проверки с доски дети делают вывод: ЧУ и ЩУ пишется с буквой У. Так как написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ не устанавливается на слух (потребовалось обоснование выбора буквы), это орфограмма.

    — Итак, ответьте на поставленный ранее вопрос: почему автор взял эти слова для моделей? Можно ли было взять какие-то другие слова или нельзя? Молодцы. Хорошо поработали, пора отдохнуть. А давайте отправимся в лето! Согласны?

    Дети хором читают стихи и выполняют движения.

    Раз, два три, четыре, пять.

    Вышли дети погулять.

    Остановка на лугу,

    Я скорей туда бегу.

    Лютики, ромашки, розовые кашки

    Собирал наш первый класс.

    Вот такой букет у нас!

    — А нужен ли нам этот огромный букет цветов? Да, мы с вами лучше полюбуемся красотой луга и полежим на траве. Закройте глазки, положите голову на парту и представьте себе, как ярко светит солнышко, как ласкает нас тёплый ветерок, как приятно лежать на цветущей поляне, слушать голоса обитателей луга…

    Этап закрепления новых знаний.

    4.1. Работа по учебнику “ Букварь” (авторы В.В. Репкин, П.С.Жедек, В.А.Левин). — Прочитайте про себя слова в столбиках стр.100. Чтение вслух по столбикам с кратким объяснением значения всех слов. (Чиж — лесная птичка, вечер-часть суток, конец дня и т.д.)

    4.2. Решите “Задачку про ручку” (стр.100). Без нашей помощи Незнайке трудно справиться с этим заданием. Поможем Незнайке?

    1) Петина ручка закатилась в щель.

    2) Ваня привинтил ручку к двери без папиной помощи.

    — Какое слово встретилось в обоих предложениях?

    — Одинаково ли их значение? Докажите. Как называются такие слова?

    (В первом предложении слово обозначает предмет письменной принадлежности, во втором значение иное: часть предмета, за которую его держат или берутся рукой.)

    Сидя за партами, дети за учителем выполняют упражнения: всевозможные потягивания, вращения. Массаж пальцев сопровождается эмоциональным выразительным чтением стихотворных строк.

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Вышли пальцы погулять.

    Этот пальчик самый главный,

    Самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того,

    Чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный

    И стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный—

    Он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

    4.3. Работа в тетрадях: прописывание букв Ч, Щ. Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ.

    После анализа письменных букв, демонстрации написания их на классной доске первоклассники работают в тетрадях.

    4.4. Блиц-опрос по теме урока.

    — С какими буквами познакомились на уроке? В чём их сходство? Чем они отличаются от других букв русского алфавита?

    Этап информации учащихся о домашнем задании.

    — Как вы думаете, ребята, что я задам вам на дом? — Правильно, вы должны рассказать родителям и другим членам семьи, чем мы занимались на уроке, и что нового вы узнали. — А кто хочет научиться сочинять коротенькие стихи? Есть такие? Замечательно! На странице 101 нашего букваря есть весёлое задание. Найдите рисунок и прочитайте, что под ним написано.

    (Щука щуку укусила…)

    — Что же было дальше? Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома. — Какие есть вопросы по выполнению домашнего задания?

    Рефлексия.

    • Понравился ли вам урок?
    • Что запомнилось больше всего?
    • Что нового для себя узнали?
    • Кому за работу на уроке скажем: “Спасибо”?
    • Кто очень старался?
    • У кого за урок не испортилось настроение?
    • Помог ли нам Незнайка? Чем помог?
    • Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
    • Вспомним наш девиз: “Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!”.

    Источник: http://www.poznanie21.ru/current/primary/.php

    ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [у] ОДНОЙ БУКВОЙ Ю

    Цели: создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.

    Предметные: знать и объяснять функцию буквы «ю» обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

    Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

    Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

    Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

    Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

    I. Организационный момент.

    Психологический настрой на работу «Улыбка»

    Выстраивание цепочки речь — предложение — слово — звук

    На доске 2 цветка, в серединке которых модели структуры слогов: СГ ГС

    На столе карточки слогов указанной структуры.

    — Слоги собрались играть, поможем им разделиться на две команды. В 1 команде будут слоги ГС, а во 2 СГ.

    Ученик выходит, берёт карточку, читает слог и помещает на лепесток цветка.

    Затем весь класс прочитывает все слоги.

    III. Сообщение темы урока.

    А стоять — никак. (Юла.)

    — Какую букву пишем в начале этого слова?

    — Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква ю)

    — Откроем учебник на с.41. рассмотрите букву «ю».

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква Ю!

    — Откроем алфавит и найдём букву «ю».

    Какая буква правее буквы ю, левее буквы Ю?

    IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей

    Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать?

  • Буква Ю выполняет две работы.

    — Определим цели урока. ( Узнать какую работу выполняет буква ю, какие звуки обозначает, научиться читать слова с буквой ю)

    — Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

    

    — Что здесь изображено? Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Ю»? (Юра.)

    — Что делает Юра? (Моет машину.)

    — Найдите справа модель слова «Юра».

    — Прочитайте слово по звуковой модели.

    — Прочитайте слово «Юра» по буквенной модели.

    

    — На каком месте в слове стоит буква «ю»?

    — Сколько в слове звуков?

    — Сколько в слове букв?

    — Какая буква обозначает два звука? (Буква «ю» обозначает два звука — [й’у].)

    — Когда буква «Ю» обозначает два звука? (В начале слова.)

    

    -Найдите модель слова ниже. Прочитайте по звуковой схеме.

    — Прочитайте слово «мою» по буквенной схеме.

    — На каком месте в слове стоит буква «ю»? После какой буквы стоит буква «ю»? (После другой гласной.)

    — Сколько звуков обозначает буква «ю»?

    — Когда буква «ю» обозначает два звука? (После другой гласной буквы.)

    

    Вывод: гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и после другой гласной буквы.

    V. Упражнение в чтении слов, предложений (с. 41).

    Чтение слов по строчкам: хором, индивидуально.

    — Определите, что называет это слово: предмет, признак или действие.

    Чтение слов по цепочке.

    — Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? — Что делает девочка?

    Прочитаем первое предложение.

    — О ком говорится в предложении? Что мы узнали о Юле?

    — С какой буквой познакомились на уроке?

    — Какие звуки обозначает буква «ю»?

    

    — Когда буква «ю» обозначает два звука?

    — Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.

    — Когда буквы «я, ё, ю» обозначают два звука?

    Источник: http://botana.cc/prepod/nachalnye_klassy/objjikwv.html